Skip to main content

Введение в экологические риски


KGU_Ualikhanova

О курсе

Курс подготовлен для студентов, магистрантов, докторантов обучающихся по экологическим специальностям. Так же может быть полезным для преподавателей, научных сотрудников и работников природоохранных учреждений, интересующихся проблемами оценки экологических рисков. В курсе изложены общие представления о риске, рассмотрены виды рисков и критерии их приемлемости, даны представления о использовании мониторинга окружающей среды для оценки рисков, изложены современные методы и законодательные акты по оценке рисков атмосферного воздуха, воды и почвы.

Цель курса – анализировать и использовать на практике различные методы оценки экологических рисков воздуха, воды и почвы на территориях размещения отходов.

Пройдя данный курс «Введение в экологические риски» Вы освоите основные подходы и методы оценки экологических рисков. Через восемь недель Вы сможете оценивать риски, возникающие на территориях размещения отходов. Наука о риске сформировалась в последней четверти прошлого века и является в данный момент, одной из ведущих. Оценка экологического риска - имеет большое практическое значение в совершенствовании управленческой системы охраны окружающей среды, а также на стадии планирования и проектирования предприятий. На территории Казахстана основная часть отходов вывозятся на мусорные свалки для захоронения. Практически все полигоны исчерпали свой срок действия, требуются их рекультивация и строительство новых региональных инженерных полигонов. Какие опасности и риски появляются при обращении с отходами? В чем состоит методика количественного определения риска для окружающей среды? Какие уровни экологического риска приемлемы, а какие неприемлемы? На эти и многие другие вопросы ответы вы найдете при изучении курса. Главная изюминка курса – это практические задания, основанные на конкретных примерах. Для Вас подготовлены видео-лекции, тексты для чтения и практические задания. .

Структура курса

Course Staff Image #1

Ожидаемые результаты обучения

Пройдя данный курс «Введение в экологические риски» Вы освоите основные подходы и методы оценки экологических рисков. Через восемь недель Вы сможете оценивать риски, возникающие на территориях размещения отходов. Какие опасности и риски появляются при обращении с отходами? В чем состоит методика количественного определения риска для окружающей среды? Какие уровни экологического риска приемлемы, а какие неприемлемы? На эти и многие другие вопросы ответы вы найдете при изучении курса. Главная изюминка курса – это практические задания, основанные на конкретных примерах. Для Вас подготовлены видео-лекции, тексты для чтения и практические задания.

Индикаторы достижения результатов обучения

- тестирование открытого типа;

- практические задания;

- командная проектная работа по выбранной теме

Пререквизиты

Слушатели должны иметь базовые знания по мониторингу окружающей среды и экологии устойчивого развития.

Постреквизиты

После завершения курса слушатели смогут:

- демонстрировать знание и понимание основных тенденций в области экологических рисков, методы, принципы, критерии приемлемости рисков, подходы к оценке опасностей, создаваемых загрязнением окружающей среды;

- рассчитывать уровень риска, создаваемый предприятием на воздух, воду, почвы используя мониторинговые данные на основе нормативно-правовых документов;

- нормировать и оценивать риск загрязнения территорий радиоактивными отходами;

- разрабатывать комплекс природоохранных мероприятий и рекомендаций для снижения и минимизации экологических рисков

Информационные ресурсы

1 Башкин В.Н. Экологические риски. Расчет, управление, страхование. - М.: Высшая школа, 2007. – 360 с.

2 Василенко О.И. Радиационная экология – М.: Медицина, 2004.– 216.

3 Golub and E. Strukova, “Evaluation and Identification of Priority Air Pollutants for Environmental Management on the Basis of Risk Analysis in Russia,” Journal of Toxi- cology and Environmental Health, Part A, Vol. 71, No. 1, 2008, pp. 86-91.

4 Губанов Л.Н., Зверева А.Ю., Зверева В.И. Влияние полигонного депонирования твердых бытовых отходов на состояние подземных и поверхностных вод. Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 2) – с. 329-332

5 Касьяненко А.А. Современные методы оценки рисков в экологии. - М.: Российский университет дружбы народов, 2008. – 271с.

6 Kenessariyev U.I., Brody M., Golub A., Dosmukhametov A.T., Amrin M.K., Erzhanova A.E., et al. Cost of Air pollution in Kazakhstan: Human Health Risk Assessment. JEP. 2013 (4): 869-876.

7 Кравцова М.В., Васильев А.В., Волков Д.А., Башкиров Ю.Ю. Оценка экологических рисков в процессе утилизации твердых бытовых отходов. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014 - т. 16, №1(7) – с. 1849 – 1857

8 Музалевский А.А., Карлин Л.Н. Экологические риски: теория и практика. – СПб.: РГГМУ, ВВМ. 2011. – 448с.

9 Осипова Н.А., Матвеенко И.А. Ecological risk assessment. Томск. ТПУ 2011. – 95с.

10 Strukova, A. Golub and A. Markandya, “Air Pollution Costs in Ukraine,” FondazioneEni Enrico Mattei, Nota Di Lavoro, Milano, 2006, p. 120.

Возможные направления подготовки по классификатору, по которым можно обучаться по данному МООС

5B060800 – Экология

5B073100 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Часто задаваемые вопросы

Сколько будет стоить обучение на курсе?

- Регистрация и обучение на курсе бесплатно

Какой документ будет выдаваться по окончании курса?

- По окончании курса будет выдаваться сертификат

Разработчики курса

Course Staff Image #1

Какабаев Ануарбек Аязбаевич

Кандидат биологических наук, ассоциированный профессор Кокшетауского государственного университета им.Ш.Уалиханова. 2004 -2006 гг. лауреат государственной научной стипендии для талантливых молодых ученых. Является координатором проектов Tempus IV и Erasmus + в университете. Обладатель звания «Лучший преподаватель вуза 2014». В 2013-2014 гг. прошел научную стажировку (постдокторантура) в университете Страны Басков (Испания) в рамках программы Erasmus Mundus e-ASTANA 2011. Владеет английским (В2), немецким (А2) и испанским (А2) языками. Имеет свыше 70 публикаций в научных журналах и на международных научных конференциях. E-mail – anuarka@mail.ru

Course Staff Image #2

Курманбаева Айгуль Сапарбековна

Кандидат биологических наук, ассоциированный профессор Кокшетауского государственного университета им.Ш.Уалиханова. Стипендиат президентской международной программы Болашак. Прошла двухмесячную научную стажировку в Brunel University, London, UK по специальностям: «Economics and national economy management» и «Theory and methods of education and training». (Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования). Свободно владеет казахским и русским языками. По Международной английской тестовой системе IELTS уровень владения английским языком составляет 5.0 баллов. Имеет свыше 100 публикаций в научных журналах и на международных научных конференциях, в том числе в изданиях рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК. Награждена юбилейной медалью «Кокшетау мемлекеттік университетінің ардагері» и «Айрықша еңбегі үшін».за особые заслуги в развитии КГУ им. Ш.Уалиханова. E-mail – aygul6868@mail.ru

Course Staff Image #2

Динкелакер Наталья Владмировна

Заведующая лаборатории экологического мониторинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (г. Санкт-Петербург, Россия). Специальность: биология; Квалификация: биолог-микробиолог. Имеет свыше 50 научных публикации в журналах и на международных научных конференциях. Сфера научных интересов: мониторинг и анализ экологического состояния окружающей среды; содержание тяжелых металлов в компонентах нарушенных экосистем, находящихся под влиянием полигона отходов; исследование накопления тяжелых металлов и нефтепродуктов во внутренних органах лососевых и сиговых рыб. E-mail – nvdinkelaker@mail.ru

Disclaimer: "This project has been funded with the support of the European Commission. This publication reflects the views only of the author, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein".
Enroll